ЛЕВИН (LEWIN) Курт


ЛЕВИН (LEWIN) Курт
(1890-1947) - немецкий и американский психолог. Авт. концепции групповой динамики (теории психол. поля). Образование получил в Берлинском ун-те (докт. философии). С 1932 г. жил и работал в США. Заинтересовавшись в ун-те психологией, Левин. пытался в эту науку внести точность и строгость науч. эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив в 1914 г. приглашение преподавать в психол. ин-те Берлинского ун-та, он сближается с Коффкой, Келлером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиции связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в кач. объективной основы эксперим. психологии выбрать физич. науку. Однако, в отличие от своих коллег, он сосредотачивается не на исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека. После эмиграции в США преподавал в Стенфордском и Корнелльском ун-тах. В этот период он занимается, гл. о., проблемами социальной психологии и в 1945 г. возглавляет исслед. центр групповой динамики при Массачусетском технологическом ин-те. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психол. поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психол. поле окружающих ее предметов, каждый из к-рых имеет опр. заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, к-рые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, к-рые он рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал 2 рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом и в опр. иерархии. При этом те квазипотребности, к-рые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин назвал «коммуникацией заряженных систем». Возможность коммуникации, с его т. зр., ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать разл. барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, к-рые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Т. о. человек не привязан к опр. действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание, волевое поведение) связаны с разрядкой или напряжением потребностей. Исследованиями было показано, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, к-рое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Т. о., он приходит к важному для него понятию временной перспективы, к-рая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. В своих работах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936) Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им понятия уровня притязаний и «аффекта неадекватности», к-рый проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. После переезда в США Левин занимался проблемами групповой дифференциации, типологией стиля О. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей О. - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования стали основой целого направления в социальной психологии и получили название процессов групповой динамики. Осн. труды: Resolving Social Conflicts: Selected Papers on Group Dynamics, 1948; Field Theory in Social Science: Selected Theoretical Papers, 1951 и др. В рус. пер. издано: Определение понятия «поля в данный момент»; Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980; Теория поля в социальных науках. СПб., 2000; Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000; Динамическая психология. Избр. тр. М.: Смысл, 2001. Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "ЛЕВИН (LEWIN) Курт" в других словарях:

  • ЛЕВИН (Lewin) Курт — (1890 1947) немецко американский психолог. В 20 х гг. представитель гештальт психологии, экспериментального исследования воли и аффекта. С 1932 в США, разработал концепцию личности, в основе которой понятие поля (заимствованное из физики) как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Левин (Lewin) Курт — (9.09.1890 12.02.1947) немецко американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования …   Психологический словарь

  • Левин (Lewin) Курт — (9.09.1890, Познань 12.02.1947, Ньютон, Массачусетс) немецко американский психолог. Биография. Профессор Психологическом институте Берлинского университета, читал здесь курс детской психологии (1931 32 гг.). В 1932 г. эмигрировал в США, где… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Левин (Lewin), Курт — (1890 1947)     немецкий и американский психолог. С 1926 профессор Берлинского университета, с 1933 профессор Станфордского и Корнеллского университетов, с 1945 директор исследовательского центра групповой динамики Массачусетского… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛЕВИН (LEWIN) Курт — (1890 1947) амер. соц. психолог. Автор динамической теории личности, соц. теории поля, теории решения соц. конфликтов. Соч.: A Dynamic Theory of Personality.N.Y., 1935; Principles of Topological Psychology. L. 1936; Field Theory in Social Science …   Российская социологическая энциклопедия

  • ЛЕВИН (LEWIN) Курт — (1890 1947) немецкий и американский психолог и социальный мыслитель. Профессор Берлинского университета (1926 1932). В 1932 1944 профессор Станфордского, Корнельского и других университетов. В 1944 1947 организатор и директор Исследовательского… …   Социология: Энциклопедия

  • ЛЕВИН —         (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань, 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс, США), нем. и амер. психолог. С 1932 в США. Был близок к берлинской школе ге штальтпсихологии, но в отличие от др. её представителей занимался прежде всего… …   Философская энциклопедия

  • Левин Курт Курт — Левин (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань, ≈ 12.2.1947, Ньютон, штат Массачусетс, США), немецкий и американский психолог. Профессор Берлинского университета (1926≈33). В 1932≈44 профессор в университетах Станфорда, Корнеллском и штата Айова (США).… …   Большая советская энциклопедия

  • Левин, Курт — ЛЕВИН (Lewin) Курт (1890 1947), немецко американский психолог. В 20 х гг. представитель гештальтпсихологии, экспериментальных исследований воли и аффекта. С 1932 в США. Разработал концепцию личности, в основе которой понятие “поля”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛЕВИН — (Lewin) Курт (09.09.1890, Познань 12.02.1947, Ньютон, США) немецкий и американский психолог, социо психолог, один из создателей групповой динамики теории. В период учебы в унтах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина сформировался как психолог в рамках… …   Энциклопедия социологии